Закон о запрете переводов нелегальному игорному бизнесу вступил в силу в россии

Обсуждаем ключевые изменения федерального закона об игорной индустрии с правовым экспертом

Viking Loton numerot

Lottoarvonta käsittää arvonnan, jossa arvotaan siis kuusi numeroa ja kaksi lisänumeroa. Pelaaja pääsee valitsemaan perusrivissä kuusi numeroa 48:stä ja yhden perus lottorivin hinta on 0,80 euroa. Kerrallaan pelaaja voi pelata perusrivejä 20 kappaletta. Tarjolla on tietenkin järjestelmiä 7 – 11 numeroille ja näiden rivimäärät vaihtelevat seitsemästä aina 462:een kappaleeseen.

Lottojärjestelmien pelaaminen on varsin helppoa ja ne ovat siitä käteviä että voiton osuminen kohdalle tietää heti sitä, että voittojen määrä moninkertaistuu. Jos vaikkapa 10 numeron järjestelmään sattuisi osumaan 5 numeroa oikein, tulee tulokseksi tietenkin 5 oikein useamman kerran ja siihen päälle vielä monta kertaa pienempiä alavoittoja. Tuloksen saa onneksi selville nopeasti Veikkauksen sivujen kautta, joten itse sitä ei tarvitse alkaa laskemaan.

Viking Lotossa on olemassa Onnennumero –arvonta, joka on pelaajille ilmainen osallistua. Ennen varsinaista arvontaa, arvotaan yksi numero, joka toimii Onnennumerona. Mikäli onnennumero osuu sitten varsinaiseen Viking Loton oikeaan numerosarjaan, laukeaa voittopotti voittajille. Ylimääräinen voittopotti voi olla jopa miljoonia euroja, sillä jokaisesta pelatusta Viking Lotto rivistä kertyy tuohon pottiin 3,4 senttiä.

Зрелища не для спора

Больше всего вопросов у экспертного сообщества вызывает категория «зрелищно-развлекательных мероприятий». «В тексте документа сейчас не содержится подробного разъяснения, какие мероприятия такого рода могут быть доступны для ставок, — считает Павел Данилин, генеральный директор Центра политического анализа. — Например, Большой театр транслирует в прямом эфире свои спектакли. Но это абсурд принимать ставки на то, скажем, докрутит ли исполнитель главной партии фуэте или нет». Если в законопроекте не будет четкого определения неспортивных событий, то, считает политолог, «под видом зрелищно-развлекательных мероприятий мошенники будут устраивать разного рода розыгрыши и викторины, под которые, в свою очередь, очень удобно маскировать игровые автоматы и нелегальный букмекерский бизнес».

Главным негативным последствием принятия закона в его нынешнем виде Данилин считает «криминализацию и откат в лихие 90-е» букмекерской отрасли, которая «за последние годы большими усилиями вышла на цивилизованный уровень и завоевала доверие россиян».

Законопослушные букмекеры, а некоторые из них принимают активное участие в подготовке и обсуждении законопроекта, обращают внимание на те же риски. «Классическое букмекерство во все мире — это ставки на спортивные события

Говорим «ставки» — подразумеваем «спорт», — подчеркивает президент Первой саморегулируемой организации букмекеров России Юрий Красовский. Доля же неспортивных событий, таких как церемонии вручения Нобелевской премии или «Оскара», по словам Красовского, в организации пари составляет «всего 0,3% от общего объема ставок — в структуре доходов букмекеров практически ничто». Однако, по мнению эксперта, если не определить критерии зрелищно-развлекательных мероприятий, то это может привести к росту ставок на неспортивные события, а такие пари могут вводить игроков в заблуждение и стать объектом манипуляций.

«Все годы формирования букмекерского рынка его участники, регуляторы, надзорные органы прикладывают максимальные усилия для того, чтобы отрасль ассоциировалась исключительно со спортом, — говорит Юрий Красовский

— Важно сохранить эти достижения и развивать дальше цивилизованный рынок»

При этом он уверен, что если те же викторины будут узаконены, необходимо оградить от вовлечения в ставки несовершеннолетних и «ограничить трансляции по времени: только с десяти вечера до семи утра, и занимать они должны незначительный объем эфира».

Также участники букмекерского рынка считают важным установить еще и законодательный запрет на использование визуализации. Картинки в игровых автоматах, подчеркнул Красовский, «не имеют ничего общего с интеллектуальными букмекерскими ставками и только дискредитируют отрасль». Он напомнил, что сами букмекеры давно и последовательно выступают за ограничение перечня событий по ставкам и своими силами постоянно пытаются противодействовать псевдобукмекерам и мошенникам.

Особенно острой является проблема незаконных залов игровых автоматов и подпольных казино, маскирующихся под букмекерские компании

Профильный Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству свое видение законопроекта представил еще в начале апреля. По мнению парламентариев, в закон надо включить положение о том, что букмекерские компании не могут принимать ставки на события, исход которых «зависит от действий организатора азартных игр, его работников и участников азартных игр».

Депутаты находят важным подчеркнуть в документе и невозможность ставок на детско-юношеские спортивные соревнования — соответствующий закон был подписан главой государства в конце прошлого года. Подробных разъяснений, полагают в Госдуме, требует и процедура организации пари на исход политических событий.

Как напоминает Данилин, ранее властям и букмекерам удавалось приходить к консенсусу и совместными усилиями совершенствовать отраслевое законодательство таким образом, что легальный букмекерский рынок начал активно развиваться, — по данным политолога, в прошлом году он достиг 1,15 трлн рублей. Данилин выразил уверенность в том, что и готовящийся к принятию законопроект станет «очередным очень важным документом для дальнейшего стабильного развития отрасли».

Как будут работать платежные системы?

Платежные системы, которые работают на рынке России, вряд ли захотят рисковать своим бизнесом, поэтому будут соблюдать закон. Сказать точно, как отразятся нововведения на работе операторов электронных платежей, пока трудно.

В настоящее время список нелегальных организаторов азартных игр на сайте ФНС еще не опубликован. Перечень кредитных организаций включает в себя банки и платежные системы, которые зарегистрированы в России.

На данный момент платежные системы Skrill и NETELLER являются альтернативой российским платежным системам в сфере трансграничных переводов. Это обусловлено тем, что эти электронные кошельки не являются налоговыми резидентами РФ, их деятельность регулируется законодательством Великобритании.

В отличие от отечественных платежных систем, Skrill и NETELLER имеют возможность пополнения посредством не только банковских платежей, но и биткоинов.

Что ожидать игрокам?

Вступление в силу изменений «О государственном регулировании  деятельности по организации и проведению азартных игр» может привести к тому, что многие игроки, которые делают ставки онлайн на сайтах нелегальных букмекеров или играют в иностранных покер-румах, столкнуться с проблемами пополнения игровых счетов и вывода денег с них в банк.

В настоящее время изменения не коснулись иностранных платежных систем, в том числе Skrill и NETELLER. Более того, законодательство РФ не предусматривает блокировку переводов средств кредитным организациям и платежным агентам (которыми и являются Skrill и NETELLER).
Напомним, что присоединившись к программе VipDeposits + Skrill или/и VipDeposits + NETELLER, можно уже сразу после верификации счета получить статус Silver и пользоваться электронным кошельком практически без комиссий и ограничений. Более подробно и преимуществах Skrill Silver — здесь, о выгодах пользования NETELLER Silver можно прочитать тут.

Как регулирование ставок на спорт в Рунете повлияет на игроков?

Ни для кого не секрет, что чем большая конкуренция на рынке, тем выше качество предоставляемых услуг и продуктов. Мне как игроку, естественно, хочется, чтобы у меня был выбор между многими букмекерскими конторами, чтобы они в борьбе за меня как за клиента все больше и больше внимания уделяли качеству своих услуг. Под качеством услуг в плоскости ставок на спорт подразумеваю надежность и честность букмекеров, полезную и приветливую службу поддержки, высокие коэффициенты и широкий выбор ставок, а также быстроту выплат.

Порассуждаем ниже о том, как скажутся на качестве услуг основные пункты проекта поправок к закону № 244-ФЗ.

Дополнительные 100 миллионов рублей для входа в СРО

Текущие поправки еще более усложняют вход на рынок ставок на спорт для маленьких компаний. Вдобавок к 500 миллионам рублей банковской гарантии придется внести взнос для входа СРО — 100 миллионов рублей. Может, для бизнеса это и плохо, но для меня как игрока — это как бы хорошо. Ведь раньше гарантировано мне бы выплатили выигрыш размером всего в 500 миллионов рублей, а сейчас целых 600 миллионов. Если серьезно, то я согласен с тем, что оперировать в этом сегменте должны крупные компании.

Но дело в том, что в России понятия крупная компания и порядочная компания коррелируют очень слабо. Иногда мне кажется, что они не коррелируют вообще. Так, например, крупнейшую российскую контору «ФОН» никак не назовешь примером порядочности. Они блокируют счета профессиональных игроков, конфискуют их балансы и делают возвраты чаще других. Дальше по списку идут «Бетсити», «Балтбет», «Зенит». На все эти компании мы получаем жалобы почти каждый день. Тем временем компании, которые меньше по размерам, умудряются решать большинство проблем своих игроков на стадии обращения в службу поддержки. Парадокс, не правда ли? Но нет, все гораздо проще. Компании, которые поменьше, пытаются конкурировать с большими за счет создания имиджа компании с хорошей репутацией. Получается, что компаниями, проявляющими порядочность к своей клиентуре, движет не то, что у них есть достаточно средств на это, а именно конкуренция. В конце концов, дополнительные 100 миллионов не будут серьезной помехой для оперирующих компаний, но положительным/полезным изменением это нововведение никак не назовешь. Пожалуй, это бессмысленное и ничем не оправданное нововведение.

Создание единого центра учета ставок и единой платежной системы

Центр учета ставок изначально должен был нести, очевидно, полезную функцию по сбору информации о рынке — с целью применения ее впоследствии в интересах государства, например. Но вместо этого поправки к закону предусматривают на базе этого центра создание единой платежной системы, которой будет разрешено брать комиссию как с игрока, так и с букмекерской конторы. Этот пункт мне не нравится больше всего. Потому что есть два варианта использования этого рычага:

1. Установить приемлемую комиссию, за которую в конечном итоге будем платить мы — игроки. Так как ни для кого не секрет, что единственным методом покрытия расходов в букмекерской конторе является повышение маржи. Это значит, что коэффициенты в букмекерских конторах будут ниже, а мы — игроки — будем выигрывать меньше или проигрывать больше (кому как удобнее).

2. Поставить такую комиссию, при которой другие конторы не захотят работать на российском рынке и «наслаждаться» монополией. Не буду лишний раз распространяться о вреде монополии. Все и так знают, что при монополии всегда страдает конечный потребитель услуг.

Как именно воспользуются этим рычагом, мы не знаем. Но я не хочу рассчитывать на благоразумие людей и предпочел бы, чтобы такая возможность была полностью исключена.

Итак, как игрок я против поправок, потому что на игроках они могут сказаться только отрицательным образом.

Вторая позиция к этому вопросу — это моя позиция как владельца сайта «Рейтинг Букмекеров».

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 7; 2010, N 17, ст. 1987; 2011, N 24, ст. 3358; N 30, ст. 4590; 2012, N 43, ст. 5781; 2014, N 30, ст. 4223, 4279; 2017, N 49, ст. 7330; 2018, N 53, ст. 8405; 2019, N 27, ст. 3534) следующие изменения:

1) статью 5 дополнить частями 7 — 9 следующего содержания:

«7. К деятельности по организации и проведению азартных игр, которая может осуществляться организаторами азартных игр исключительно в казино и залах игровых автоматов, расположенных в игорных зонах, относится заключение с физическим лицом или за его счет соглашения, по которому обязанность исполнения (прекращения иным способом) обязательств, подлежащих исполнению стороной или сторонами такого соглашения, наступает ранее третьего дня после дня его заключения, в том числе в случае, если физическому лицу предоставляется возможность использовать денежные средства, которые должны поступить физическому лицу в результате исполнения (прекращения иным способом) обязательств по такому соглашению, для заключения иных соглашений ранее третьего дня со дня заключения такого соглашения, и обязанность исполнения (прекращения иным способом) обязательств по такому соглашению поставлена в зависимость от:

1) изменения цен на товары, ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентных ставок, уровня инфляции, значений, рассчитываемых на основании цен производных финансовых инструментов, значений показателей, составляющих официальную статистическую информацию, значений физических, биологических и (или) химических показателей состояния окружающей среды;

2) наступления обстоятельства, свидетельствующего о неисполнении или ненадлежащем исполнении одним или несколькими юридическими лицами, государством или муниципальными образованиями своих обязанностей;

3) иного обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит (за исключением соглашений о выигрыше, заключаемых при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах);

4) изменения значений, рассчитываемых на основании одного или совокупности нескольких показателей, предусмотренных настоящей частью.

8. Заключение соглашения, предусмотренного частью 7 настоящей статьи, осуществляется организаторами азартных игр в казино и залах игровых автоматов, расположенных в игорных зонах, независимо от факта и (или) способа осуществления арифметических и иных математических преобразований данных и информации о заключении, об исполнении и о прекращении такого соглашения либо о действиях его сторон в визуальные образы, рисунки и символы, в том числе тождественные или сходные до степени смешения с визуальными образами, рисунками и символами, которые используются при проведении азартных игр в казино и залах игровых автоматов.

9. Положения части 7 настоящей статьи не применяются к договорам, заключаемым на организованных торгах, а также к договорам, заключаемым форекс-дилером.»;

2) часть 10 статьи 6 дополнить предложением следующего содержания: «Организатор азартных игр в букмекерской конторе обязан предоставлять копию банковской гарантии не позднее 10 календарных дней после ее получения либо переоформления или информацию о прекращении обязательства по банковской гарантии в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области организации и проведения азартных игр.»;

3) часть 2 статьи 8 после слов «выплаты выигрышей,» дополнить словами «сведения о банковской гарантии исполнения обязательств перед участниками азартных игр, соответствующей требованиям части 10 статьи 6 настоящего Федерального закона, включая информацию, предусмотренную пунктом 4 статьи 368 Гражданского кодекса Российской Федерации, и информацию о перечне документов, необходимых для представления требований об уплате денежной суммы по такой гарантии,».

Ради общей пользы

Понятие зрелищно-развлекательных мероприятий, доступных для букмекерских ставок, нужно максимально конкретизировать — с этим согласны многие эксперты. Вот мнение Алексея Мухина, генерального директора Центра политической информации: «Надеюсь, авторы законопроекта понимают, какие подводные камни заложены в этих поправках, и внесут оптимальные коррективы для того, чтобы новый закон достиг главной цели — противодействия теневому сегменту»

По его данным, доля нелегального сектора в последние годы сократилась с 70% до 40%, и «важно продолжать блокировать деятельность тех, кто выдает себя за букмекеров, а не открывать лазейки в законе для аферистов»

В значительной степени избавлению букмекерской отрасли от нелегалов способствовали запрет перевода денежных средств офшорным букмекерам и другие меры борьбы с мошенниками в онлайн-сегменте. Сегодня особенно острой является проблема незаконных залов игровых автоматов и подпольных казино, маскирующихся под букмекерские компании. Только в одной Москве в прошлом году по фактам незаконной игорной деятельности было возбуждено 76 уголовных дел, а по всей стране масштаб бедствия гораздо больше. Нелегальные заведения выявляют и закрывают регулярно, но они продолжают плодиться.

«Это связано в том числе и с тем, что в обществе все еще наблюдается высокий спрос на азартные игры, — говорит Алексей Мухин. — Безусловно, это серьезная проблема: большое количество людей становятся зависимыми, а лудомания, в свою очередь, приводит к росту преступности». Эксперт предостерег от принятия «необдуманных решений, которые могут привести к недовольству в обществе». В целом идею ограничить события по ставкам он считает полезной как для отрасли, поскольку закон предоставит «новые инструменты для эффективной борьбы с теневым сектором», так и для государства — «чем больше у букмекеров будет возможностей развивать свой рынок, тем быстрее будут расти отчисления компаний в пользу казны и спорта».

Эксперты подчеркивают, что букмекеры не только играют важную роль в поддержании в обществе интереса к спорту в разных его проявлениях, но и участвуют в финансировании спортивных организаций. С 2017 года букмекерские компании обязаны делать целевые отчисления на развитие спорта — 5% от своих ежеквартальных доходов, но не менее 15 млн рублей. В общей сложности федерации и лиги в последние годы уже получили от отрасли миллиард рублей. А в 2019 году организаторы пари планируют направить на поддержку спорта уже 3 млрд рублей целевых отчислений. И это, как считают эксперты рынка, только начало плодотворного сотрудничества букмекеров и спортивных организаций.

При этом специалисты настаивают, что финансовый эффект возможен только от прямой букмекерской деятельности. «Закон четко определяет обязанность букмекеров перечислять деньги от ставок на исход спортивных событий, — напоминает Мухин. — Целевые выплаты от пари на неспортивные события законодательно не оформлены. Ожидать, что деньги польются рекой от викторин, вряд ли возможно. Такая деятельность сразу перейдет в серую зону и, как в 90-е не платили ничего — ни налогов, ни других отчислений, так и не будут платить». По мнению политолога, «те, кто выступает за наполнение казны со ставок на зрелищно-развлекательные мероприятия, лукавят и занимаются подменой понятий»

Поэтому для дальнейшего развития событий «в позитивном русле» важно, чтобы усилия государства и участников рынка «не оказались бессмысленными по причине непродуманных или поспешно принятых поправок в законодательство»

Кто будет блокировать денежные переводы?

В статье 5-1 говорится, что блокировка денежных переводов нелегальным букмекерам и другим организаторам азартных игр должна осуществляться:

  • платежными агентами;
  • кредитными организациями.

Таким образом, блокировка денежных переводов будет осуществляться банками и другими юридическими лицами, деятельность которых позволяет принимать платежи от физических лиц.

Перечень нелегальных букмекеров и других запрещенных игорных онлайн площадок включен в список «запрещенных адресатов денежных переводов». И теперь закон обязывает кредитную организацию отказать в трансграничном переводе денежных средств посредством:

  • карты;
  • банковского счета;
  • электронных денег

в адрес организации, которая внесена в этот список. Платежные агенты также не имеют права принимать платежи в адрес таких организаций.

В соответствии с законом, юридическое лицо может быть как включено в перечень «запрещенных адресатов денежных переводов», так и исключено из него либо по итогам рассмотрения соответствующего заявления, либо по итогам судебного решения.

При этом, Правительство РФ осуществляет:

  • ведение этого списка «запрещенных адресатов денежных переводов»;
  • его предоставление кредитным организациям;
  • а также перечня кредитных организаций, которые должны блокировать переводы денежных средств.

Список нелегальных организаторов азартных игр будет публиковаться в периодических изданиях, а также будет доступен на официальных сайтах государственного органа.

Ситуация для российских игорных заведений

В пресс-службе банка эту ситуацию прокомментировали следующим образом. Они заявляют, что руководствуются российским законодательством, а в частности законом №244. В котором четко прописан запрет на проведение платежей по картам в пользу зарубежных операторов, организующих азартные игры. Игорных заведений находящихся на территории РФ этот запрет ни коим образом не касается. И провести платеж можно без каких-либо ограничений.

Таким запретительным методом правительство пытается поддержать отечественного производителя. Которому порой сложно конкурировать с более именитыми зарубежными компаниями. Что в свою очередь увеличит налоговые поступления от российских операторов гемблинг индустрии.

Эти меры коснулись не только покер-румов, но и букмекеров, казино, прочие подобные заведения. ФНС уже составила список компаний, попадающих под запрет. И будет держать руку на пульсе постоянно обновляя его.

Описание федерального закона 244

Закон об азартных играх был принят членами Государственной Думы 20 декабря 2006 года, одобрен был через неделю Советом Федерации. В законную силу вступил документ 29 декабря 2006. С момента издания закона он претерпел внесение множества изменений. Последняя редакция законодательного акта об игорном бизнесе приходится на 28 марта 2017 года.

Регламентирует настоящий закон правовые основы государственного контроля по деятельности учреждений, которые организовывают азартные развлечения. Закон устанавливает ограничения по ведению данной деятельности с целью защитить нравственность граждан и законные интересы населения.

ФЗ № 244 не регламентирует деятельность организаций, проводящих лотерейные розыгрыши.

Состоит законопроект из 3 глав и 20 статей. Основные положения настоящего законопроекта:

  • Общие положения. В них входит предмет регулирования, порядок осуществления государственного контроля, основные понятия, используемые в законе, требования к игорному бизнесу, требования к помещению, в котором расположен игорный бизнес;
  • Игорные зоны. Данная глава подразумевает условия для создания и ликвидации игорных зон;
  • В третьей главе описаны правила организации и проведения рискованных развлечений в букмекерских конторах вне игорных зон. Указывается процедура открытия, требования, предъявляемые к букмекерским конторам и заключительные положения настоящего закона.

Важной составляющей ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» является 5 статья. Данная статья описывает ограничения для реализации азартных игр:

  • организация и проведение азартных игр возможны только при строгом соблюдении норм настоящего закона;
  • проводить азартные игры разрешено в специальных помещениях, соответствующих законодательным нормам рассматриваемого закона и иным нормативным актам;
  • при проведении рискованных игр запрещается использовать информационно-телекоммуникационные сети, Интернет и средства подвижной связи;
  • игорные учреждения положено открывать только в специальных зонах;
  • запрещается создавать игорные территории в зонах населенных пунктов;
  • по закону, игровым учреждениям (букмекерским организациям) запрещается принимать ставки по средствам электронного перевода денег.

Скачать ФЗ 244 об игорном бизнесе

Закон о запрете игорного бизнеса в России подразумевает специальные территории, на которых позволено создавать бизнес с азартными играми. В каких краях позволено населению играть в азартные игры говорилось ранее. Настоящий ФЗ № 244 определяет территории для построения подобного учреждения.

Аспекты отбора земельных участков указаны в 11 статье настоящего закона:

  • Площадь, на которой создается игорный бизнес, не должна находиться в собственности и в пользовании граждан и юридических лиц. Исключение составляют участки земли, предназначенные для объектов инженерной инфраструктуры и для размещения олимпийских игр;
  • На момент создания на игорной территории могут быть расположены объекты, являющиеся собственностью государства.

На основании положений 11 статьи происходит определение земель под строительство игорного бизнеса. В 10 статье настоящего закона указаны аспекты по управлению игорными зонами. Согласно закону, контролирующие органы вправе:

  • организовывать взаимодействие между игорным бизнесом и органами государственной власти;
  • выдавать, переоформлять и аннулировать разрешения на ведение азартных игр;
  • контролировать проведение азартных игр;
  • предоставлять уполномоченным лицам отчетность по осуществлению надзора за игровыми организациями.

Согласно Федеральному Закону № 244, уполномоченные лица вправе аннулировать разрешение на проведение азартных игр в следующих случаях:

  • заведение для азартных игр не соответствует всем требованиям закона;
  • юридическое лицо, являющееся учредителем и организатором игорного бизнеса, находится на стадии ликвидации;
  • организатор игорного бизнеса нарушил правила по ведению своей деятельности вне игорной зоне;
  • руководство игорного учреждения неоднократно предоставляет недостоверную информацию уполномоченным лицам;
  • по желанию руководящего лица игорного бизнеса.

Чтобы узнать все нюансы ведения бизнеса с азартными играми, необходимо изучить полную версию настоящего закона. Скачать последнюю редакцию закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» можно здесь.

Оцените статью